Санкт-Петербург
5
Классическая музыка

Апофеоз барокко и романтический орган

  • Продолжительность: 1ч 10 мин.
  • 6+
Подробное описание
Расписание

Апофеоз барокко и романтический орган при свечах. Чарующий баритон Александра Орлова и виртуозная игра Елены Малевой.

Беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. Музыка барокко, берущая свои истоки в Италии и столь востребованная в наши дни, манит в причудливые звуковые лабиринты, завораживает терпкими и неожиданными созвучиями.

Барокко не задержалось лишь в пределах Апеннинского полуострова, а стремительно разлетелось по всей Европе, заражая своим великолепием. Оно приобретало совершенно новые, уникальные черты, отражая местный колорит, историю и культурные традиции той или иной страны.

Германия подарила миру немало великих музыкантов эпохи барокко, но пика этот стиль достиг в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Вечер откроет роскошная фантазия во французском стиле соль мажор (Pièce d’Orgue), созданная в период, когда Бах был увлечён переписыванием «Органной книжечки» французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году.

Георг Фридрих Гендель, рождённый в один год с Бахом, оказался превосходным менеджером и истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, ораторий, оркестровых концертов и клавирных сочинений представлен двумя хитами — органной версией Пассакальи из клавирной сюиты и красивейшей арией из оперы «Ксеркс».

Итальянский гость вечера — потомственный музыкант Джованни Баттиста Бонончини — композитор, виолончелист и дирижёр. Его творчество оказало значимое влияние на дальнейшее развитие итальянской музыкальной культуры. Начав карьеру в Риме, он продолжил ее в Вене при дворе императора Леопольда I. Не остановившись на достигнутом, он переехал в Лондон, где стал одним из ведущих композиторов Королевской академии музыки, конкурируя с непобедимым Георгом Фридрихом Генделем!

Романтический орган представлен сочинениями Мендельсона, Франка и Райнбергера.

Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор, дирижёр, пианист, органист и музыкальный просветитель. Он основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса, заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Из многочисленных органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат — центр органного творчества композитора, наполненный стилевой эклектичностью.

Уроженец Лихтенштейна, органист, композитор-романтик Йозеф Габриэль фон Райнбергер почти всю жизнь провёл в Мюнхене, где сначала учился и затем преподавал в консерватории. Его творческое наследие охватывает разнообразные жанры. Райнбергер оставался в стороне от дерзких новаций и оставался верен самому себе. Мастер контрапункта и композиции, он создал непревзойдённые по своей мелодичности шедевры.

Основатель французской органной романтической школы Сезар Франк писал божественную музыку, соединяя в ней землю и небеса. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Рanis Angelicus Сезара Франка входит в золотой фонд вокалистов. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix op. 12.

Яркие акценты вечера — встреча с одним из героев культовой оперы Гуно «Фауст» и входящим в «топ-10» романсом Чайковского.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль.

Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия соль мажор BWV 572;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Пассакалия из Сюиты № 7 соль минор HWV 432;
Ария Ксеркса из оперы «Ксеркс» HWV 40;
Джованни Батиста Бонончини (1670–1747) — Non posso disperar;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 6 op. 65: Choral and Variations: Andante sostenuto, Allegro molto;
Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) — Vater unser op. 157 № 4;
Шарль Гуно (1818–1893) — Каватина Валентина из оперы «Фауст»;
Сезар Франк (1822–1890) — Хорал № 3 ля минор FWV 40;
Пётр Чайковский (1840–1893) — «Благословляю вас, леса» op. 47 № 5 на слова А. К. Толстого.

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов:
Александр Орлов, баритон;
Елена Малева, орган.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

3 октября, пятница
20:00
Продажи нет