Санкт-Петербург
5
Классическая музыка

Бах и органная Франция

  • Продолжительность: 1ч 10 мин.
  • 6+
Подробное описание
Расписание

Петербург — это не только Невский проспект, Дворцовая площадь и Летний сад. Белоснежный шпиль римско-католического храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, возведённый по проекту выдающегося зодчего Николая Бенуа, устремляется в небеса в потаённом уголке города, где нет шумных толп туристов. Именно здесь в ноябре 2025 года открыта новая точка органного притяжения.

Лучшие органисты наших дней поразят вас разнообразием программ в серии концертов «Незнакомый Петербург: орган в церкви Бенуа». Но это ещё не всё! Перед каждым концертом настоятель храма лично проведёт для вас экскурсию, на которой вы узнаете интереснейшие факты из истории храма и посетите семейное захоронение великой творческий династии Бенуа, расположенное в церковной крипте.

Архитектурный шедевр Николая Бенуа находится на территории бывшего католического кладбища на Выборгской стороне. На нем нашли последнее пристанище многие известные петербуржцы-католики. Здание было спроектировано и воплощено зодчим в неороманском стиле в период 1856–1859 годов. В 1877–1879 годах по желанию прихода Бенуа дополнил архитектурный ансамбль колокольней. Сам зодчий был этим фактом крайне недоволен, так как его замысел утратил изначальную гармонию и целостность. В советское время кладбище было уничтожено, а церковь закрыта. В начале XXI века храм был возвращён верующим.

Бах и органная Франция — в концерте Майи Мокрецовой пересекутся органные истории Германии и Франции Органное творчество немецкого гения — звуковое воплощение Вселенной, полное величия, глубины и духовности. В мирах Баха царит строгий порядок и гармония. Как и во Вселенной, все элементы взаимосвязаны и подчинены единому закону. Импровизационные прелюдии можно сравнить с рождением новых галактик, а фуги, созданные по строгим законам полифонии, отсылают нас к законам физики, управляющим движением небесных тел. Слушая органные сочинения Баха, ощущаешь себя частью вечного потока времени и пространства.

Вечер откроет легендарная Токката и фуга ре минор. Также прозвучит ранний баховский шедевр Пассакалия, органная транскрипция популярной Арии из оркестровой сюиты и самая известная хоральная обработка, использованная в киномузыке. Этот же хорал прозвучит в обработке старшего современника Баха Винсента Любека. К началу XVIII века представитель северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но, несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений.

Фантазия нашего современника Наджи Хакима «БахОрама» написана на самые известные мотивы из сочинений великого немца. Хаким — французской композитор и органист ливанского происхождения, ученик Жана Лангле и преемник Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже.

Бах был безусловным идеалом композиторов французской романтической школы XIX столетия. Именно в это время благодаря гению органостроителя Аристида Кавайе-Коля, был создан принципиально новый тип инструмента, открывший небывалые возможности для композиторов-органистов. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания и по сей день. Многие композиторы обратились в это время к органу.

Французская органная история представлена сочинениями Видора и Вьерна. Родоначальник жанра органной симфонии Шарль Мари Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия.

Блистательный Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Он снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар короля инструментов.

Бах и органная Франция — погружение в бескрайнюю стихию органа!

Внимание! В продаже билеты двух категорий — с экскурсией и без экскурсии. Экскурсия начинается за 30 минут до концерта.

Электронный орган: Johannus.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Токката и фуга ре минор BWV 565
Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir (Взываю к Тебе, Господи) BWV 639
Винсент Любек (1654–1740) — Хоральная фантазия Ich ruf’ zu dir (Взываю к Тебе, Господи)
Иоганн Себастьян Бах — Пассакалия и фуга для органа до минор BWV 582
Луи Вьерн (1870–1937) — Les Cloches de Hinckley (Колокола Хинкли) из Сюиты № 4 «24 пьесы-фантазии» op. 55 № 6
Иоганн Себастьян Бах — Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор в переложении для органа
Наджи Хаким (1955*) — Фантазия для органа на темы Баха «БахОрама»
Шарль-Мари Видор (1844–1937) — Токката из Симфонии для органа № 5 фа минор op. 42/1

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Майя Мокрецова, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).

15 ноября, суббота
19:30
Продажи нет