
Творчество Баха, французский романтизм и органные сочинения русских композиторов — три аспекта, лежащих в основе сегодняшней программы.
Прелюдия и фуга ре мажор Иоганна Себастьяна Баха выделяется своим жизнеутверждающим и оптимистическим характером. Прелюдия является своего рода увертюрой ораториального типа, состоящей из четырёх контрастных друг другу разделов, а фуга полна энергии и полностью пронизана токкатным движением.
Камиль Сен-Санс, Сезар Франк и Эжен Жигу — ярчайшие представители французского романтизма. С их творчеством связан важнейший этап «обновления» музыкальной культуры Франции конца XIX века (в этот период появляются симфонические и камерные сочинения Франка, Сен-Санса, их виртуозные произведения для солирующих инструментов). В основе Прелюдии, фуги и вариации Франка лежит барочный жанр «прелюдия и фуга», однако музыкальный язык сочинения, красочность гармоний — черты позднеромантической эпохи.
Своеобразной данью уважения эпохе барокко выступает Фантазия ми-бемоль мажор Сен-Санса и токката Жигу: свободно-импровизационные сочинения были одними из ведущих в творчестве Баха и его старших современников. Кроме того, эти произведения знакомят слушателя с особенностями французского органа XIX века, отличительная черта которого — обилие язычковых регистров.
Владимир Одоевский был русским писателем, философом, общественным деятелем и музыкальным теоретиком. Среди всех его интересов и увлечений главное место занимали литература и музыка. Композиторское наследие Одоевского составляют именно органные сочинения, преимущественно полифонического склада.
Александр Глазунов в первую очередь известен как один из значимых русских симфонистов. Наивысшие достижения его композиторского таланта относятся к жанрам симфонии и балета.
Органное наследие Глазунова невелико: две прелюдии и фуги, фантазия, а также органные транскрипции фортепианных прелюдий и фуг. Музыка прелюдии и фуги ре минор op. 98, посвящённой К. Сен-Сансу, отличается сдержанно-трагическим настроением. Здесь Глазунов воссоздаёт формы, тематизм и характер развития, свойственные полифонической музыке добаховского периода.
Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган).
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532;
Сезар Франк (1822–1890) — Прелюдия, фуга и вариация си минор, ор. 18;
Камиль Сен-Санс (1835–1921) — Фантазия ми-бемоль мажор;
Владимир Одоевский (1804–1869) — Andante памяти Йозефа Гайдна;
Вячеслав Каратыгин (1875–1925) — Прелюдия и фуга à la russe;
Эжен Жигу (1844–1925) — Токката из «10 пьес для органа»;
Александр Глазунов (1865–1936) — Прелюдия и фуга ре минор, ор. 98.