Санкт-Петербург
5
Классическая музыка

Барокко и современность

    • 6+
    Подробное описание
    Расписание

    Произведения, входящие в программу концерта, объединены духовной тематикой. Жанр обработки хорала был одним из ведущих в эпоху барокко. Он формировался исключительно в рамках литургической традиции.

    Von Gott will ich nicht lassen Баха ярко демонстрирует суть всей риторической музыки эпохи барокко: воздействовать на слушателя своей выразительностью и глубиной высказывания, вызвав у него определённые эмоции. Полифонизированная фактура произведения, многократно повторяющиеся восходящие мотивы — всё направлено на формирование музыкального аффекта, который исходит от текста напева: «Я не оставлю Бога, как он не оставит меня».

    Совсем иное впечатление производит Von Gott will ich nicht lassen Берта Маттера, современного нидерландского композитора. Это произведение написано в стиле минимализма и состоит из небольших музыкальных ячеек — паттернов, которые постоянно повторяются и стирают ощущение времени. Музыка кажется бесконечно льющейся, слушателю остаётся только довериться этому нематериальному потоку и следовать за ним, чтобы получить яркое музыкальное впечатление.

    Понятие Totentanz переводится с немецкого как «Пляска смерти». В музыкальных и литературных произведениях на этот сюжет в аллегорическом виде изображалась бренность человеческого бытия, мимолётность земных благ и несчастий: в своеобразной пляске смерть ведёт к могиле представителей всех слоёв населения.

    Смысловым продолжением этого сюжета в программе концерта выступает произведение итальянского композитора Омара Капути «Токката на тему Dies Irae». Dies Irae («День гнева») — средневековая секвенция, в тексте которой описывается день Страшного суда: Бог совершает последний суд над людьми и выявляет среди них праведников и грешников.

    Другие произведения, входящие в программу концерта, имеют косвенное отношение к духовной тематике. Прелюдии Тундера, Букстехуде могли исполняться либо в начале богослужения, либо в его завершении. То же самое относится к двухчастному циклу прелюдия и фуга: токката ре минор, например, могла звучать до службы, а фуга — после.

    Исполнитель:
    Анна Калинкина (орган).

    В программе:
    Франц Тундер (1614–1667) — Прелюдия in g;
    Франц Тундер — Хоральная фантазия In dich hab ich gehoffet, Herr;
    Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707) — Прелюдия in g, BuxWV 149;
    Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная прелюдия Von Gott will ich nicht laßen, BWV 658 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
    Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор, BWV 565;
    Берт Маттер (род. 1937) — Хоральная фантазия Von Gott will ich nicht laßen;
    Ги Бове (род. 1942) — Hamburger Totentanz («Гамбургская пляска смерти») из цикла Trois Préludes Hambourgeois («Три гамбургские прелюдии»);
    Oмар Капути (род. 1970) — Токката на тему Dies Irae;
    Олег Янченко (1939–2002) — «Медитация».

    23 ноября, воскресенье
    16:00
    Продажи нет