
На протяжении многих столетий орган является неотъемлемой частью лютеранского и католического богослужения. В связи с этим большую часть органной литературы составляют духовные произведения. Именно их объединяет программа сегодняшнего концерта.
Обработка хорала была одним из ведущих жанров эпохи барокко. Главная задача этих прелюдий — музыкальными средствами раскрыть содержание хорала. Музыка Wie schön leuchtet der Morgenstern Иоганна Пахельбеля отличается светлым, спокойным и возвышенным характером: мелодия напева (cantus firmus) проводится в партии педали и сопровождается небольшой фугой на тему хорала.
Ноэли Луи-Клода Дакена представляют собой рождественские песнопения, поэтический текст которых связан с евангельскими сюжетами (Noël — французское название Рождества Христова). Вместе с тем, эти сочинения дают яркое представление о французской музыке эпохи барокко: для неё характерны интересные ритмические формулы, обилие «терпких» задержаний и диссонансов, многочисленные украшения, а также яркие тембровые решения.
Сочинения итальянских композиторов Джованни Моранди и Винченцо Петрали — образцы церковной музыки, специально написанной для игры на богослужениях. Совсем иное значение имеет концерт ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Это сочинение является баховским переложением концерта для струнного оркестра Антонио Вивальди.
Бах высоко оценивал труды итальянского мастера, был почитателем его творчества, поэтому, делая транскрипции сочинений Вивальди, Бах очень бережно отнёсся к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В этих концертах орган выступает в роли барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию. Основное предназначение любой транскрипции — сделать музыку более доступной для большинства людей.
Исполнитель:
Анна Кириллова (орган, Швейцария).
В программе:
Джованни Моранди (1777–1856) — Rondo con imitazione de’ campanelli;
Иоганн Пахельбель (1653–1706) — Хоральная прелюдия Wie schön leuchtet der Morgenstern, P.46;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Сарабанда из Сюиты для клавира № 4 ре минор, HWV 437;
Георг Фридрих Гендель — Вариации на тему Романески из сборника Dublin Virginal Manuscript;
Луи-Клод Дакен (1694–1772) — Noël X, Grand Jeu et duo из цикла Livre de Noëls, op. 2;
Винченцо Петрали (1830–1889) — Versetti per Kyrie: Andante mosso;
Винченцо Петрали — Sonata Finale;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди): [Allegro], Grave, Fuga, Largo e spiccato, [Allegro].