Санкт-Петербург
8
Классическая музыка

Два немецких гения

    • 6+
    Подробное описание
    Расписание

    Бах и Брамс, два величайших гения, возвысили музыкальное искусство своего времени до недосягаемых вершин. Глубоко философское содержание музыкальных произведений, полифонический принцип мышления, обращение к вечным проблемам, волнующих души и сердца людей — всё это объединяет творения Баха и Брамса.

    Жанры прелюдии и фуги, обработки хоралов — атрибуты эпохи барокко и вместе с тем фундаментальные основы органного наследия Баха. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор выделяется среди подобных циклов не только впечатляющим масштабом, но и основной идеей. BWV 552 обрамляет Clavierübung III — большой сборник хоралов, который называют «органной мессой»: прелюдия открывает это «музыкальное богослужение», а фуга венчает его. Кроме того, в этом цикле Бах с помощью риторических фигур, числовой символики воспевает славу Триединому Богу и Святой Троице.

    «Шюблеровские хоралы» интересны тем, что являются баховскими транскрипциями отдельных частей из его кантат. А «Лейпцигские хоралы» — большие хоральные обработки, отличающиеся сложным полифоническим развитием.

    Брамс, являясь ярчайшим представителем эпохи романтизма, подробно изучал старинную полифоническую музыку и, главным образом, творчество Баха. Поэтому органные прелюдии и фуги Брамса по характеру музыки во многом ориентированы на подобные баховские циклы.

    Хоральные прелюдии op. 122 — предпоследнее сочинение Брамса, своеобразный цикл-прощание. Образцом для этого опуса послужила «Органная книжечка» Баха. Каждая миниатюра у Брамса подобна сокровенному высказыванию и содержит утончённый музыкальный образ: Schmücke dich, o liebe Seele («Облачись в одежды света, о, душа») — воплощение вечной красоты человеческой жизни, музыка Herzlich tut mich verlangen («Всем сердцем жажду я блаженного конца») пронизана чувством трагической обречённости и ощущения неизбежности конца. Хорал O Welt, ich muß dich lassen («О Мир, я должен тебя покинуть») отражает основную идею всего цикла — неизбежное, неотступное движение в Вечность.

    Исполнитель:
    Татьяна Андрианова (орган, г. Москва)

    В программе:
    Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
    Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 из сборника Clavierübung III / «Клавирное упражнение», том 3

    Хоральные прелюдии:
    Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645 из сборника 6 Choräle von verschiedener Art («Шюблеровские хоралы»)
    Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
    Wenn wir in höchsten Nöthen sein, BWV 641 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)

    Концерт до мажор, BWV 594 (транскрипция концерта ре мажор «Великий Могол», RV 208 Антонио Вивальди)
    [—]
    Recitativo: Adagio
    Allegro

    Иоганнес Брамс (1833–1897)
    Прелюдия и фуга на хорал O Traurigkeit, o Herzeleid, WoO 7

    Хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122:
    № 5. Schmücke dich, o liebe Seele
    № 10. Herzlich tut mich verlangen
    № 11. O Welt, ich muß dich lassen

    Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10

    20 августа, среда
    19:30
    Продажи нет