
Барокко и романтизм — две эпохи в музыкальном искусстве Европы, отличающиеся друг от друга идеями, музыкальным языком, палитрой жанров. Рассматривая оба столетия в контексте немецкого органного искусства, можно выделить преемственность традиций, которые композиторы-романтики унаследовали от мастеров предыдущей эпохи.
Фантазия и фуга до минор — одно из самых философско-задумчивых сочинений Баха. Это произведение очень ярко демонстрирует суть всей риторической музыки эпохи барокко: воздействовать на слушателя своей выразительностью и глубиной высказывания, вызвав у него определённые эмоции. Музыка прелюдии начинается с риторической фигуры exclamatio, которая означает «взволнованное восклицание». В фуге особое внимание привлекает вторая тема, представляющая собой напряжённое восходящее хроматическое движение. В целом музыкальная ткань цикла пронизана стонущими, щемящими интонациями, которые играют ключевую роль в формировании аффекта произведения.
Хоральную обработку Wenn wir in höchsten Nöthen sein Бах трактует как инструментальную арию с сопровождением: мелодия хорала подвергается обильному «колорированию»: появляются многочисленные распевы, украшения, которые стирают мелодический контур напева.
Брамс, являясь ярчайшим представителем эпохи романтизма, подробно изучал барочную полифоническую музыку. Его органное творчество невелико. Обращение Брамса к старинным для романтизма жанрам прелюдии и фуги, обработкам хорала — дань уважения традициям прошлого.
Цикл хоральных прелюдий op. 122 — предпоследнее сочинение композитора, отличающееся глубоким философским содержанием и камерным звучанием, которое подобно сокровенному высказыванию. Прелюдия «Herzlich tut mich verlangen» («Всем сердцем жажду я блаженного конца») представляет собой скорбный монолог о невыносимых тяготах земной жизни, «Herzliebster Jesu» — рассуждение о невиновности Иисуса и его искупительной жертве. Хорал «O Welt, ich muß dich lassen» («О мир, я должен тебя покинуть») отражает основную идею всего цикла — неизбежное, неотступное движение в вечность.
В творчестве Йозефа Габриэля фон Райнбергера также очень органично соединяются барочные и романтические традиции. В восьмой сонате композитор обращается к пассакалии, старинному жанру вариаций на повторяющуюся в басу тему. Вместе с тем финал сонаты отличается красочностью гармоний, впечатляющей выразительностью мелодических линий и разнообразием запечатленных в музыке тонких душевных состояний.
Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия и фуга до минор, BWV 537;
Иоганн Себастьян Бах — Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöten sein, BWV 641 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»);
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10;
Иоганнес Брамс —Хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122:
№ 2. Herzliebster Jesu;
№ 3. O Welt, ich muss dich lassen;
№ 7. O Gott, du frommer Gott;
№ 9. Herzlich tut mich verlangen;
№ 10. Herzlich tut mich verlangen;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Andante ре мажор, MWV W 6;
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) — Интродукция и пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, ор. 132.