
В эпоху барокко была широко распространена традиция совместного музицирования: звучание одного или нескольких солирующих инструментов сопровождалось партией клавесина или органа, которые могли не только выполнять аккомпанирующую функцию, но и быть полноправным участником ансамбля. Становление ансамблевой сонаты как циклического произведения произошло к концу XVII века благодаря творчеству итальянских композиторов.
Программа концерта знакомит слушателя с французской скрипичной музыкой конца XVII — первой половины XVIII веков.
Франсуа Франкёр — скрипач и композитор позднего барокко и эпохи классицизма. До наших дней дошла небольшая часть его творческого наследия: две книги скрипичных сонат, десять опер и несколько балетов.
Жан-Батист Сенайе получил музыкальное образование в Италии, поэтому его сочинения ориентированы на итальянскую скрипичную традицию. В разное время Франкёр и Сенайе были участниками «Двадцати четырёх скрипок короля» — струнного оркестра при дворе французских королей, который существовал с 1626 по 1761 гг.
Все сонаты, вошедшие в программу концерта, написаны для солирующей скрипки и basso continuo (цифрованного баса). Традиционно basso continuo представляло собой аккомпанирующую инструментальную группу из клавесина или органа и инструмента, звучащего в низком регистре (виолончель, виола да гамба, фагот). Линия баса обычно дублировалась и звучала у клавесина и, к примеру, у виолончели. Однако в современной концертной практике партия basso continuo часто исполняется только на клавишном инструменте.
Исполнители:
Владимир Шуляковский (барочная скрипка);
Екатерина Бязрова (клавесин).
В программе:
Франсуа Франкёр (1698–1787) — Соната соль минор для скрипки и basso continuo;
Франсуа Франкёр — Соната ми минор для скрипки и basso continuo;
Жан-Батист Сенайе (1687–1730) — Соната соль минор для скрипки и basso continuo;
Жак-Кристоф Нодо (ок. 1690–1762) — Соната ре мажор для скрипки и basso continuo.