Санкт-Петербург
4
Классическая музыка

Готика. Барокко. XX век

    • 6+
    Подробное описание
    Расписание

    Петербург — это не только Невский проспект, Дворцовая площадь и Летний сад. Белоснежный шпиль римско-католического храма Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы, возведённый по проекту выдающегося зодчего Николая Бенуа, устремляется в небеса в потаённом уголке города, где нет шумных толп туристов. Именно здесь в ноябре 2025 года открыта новая точка органного притяжения.

    Лучшие органисты наших дней поразят вас разнообразием программ в серии концертов «Незнакомый Петербург: орган в церкви Бенуа». Но это ещё не всё! Перед каждым концертом настоятель храма лично проведет для вас экскурсию, на которой вы узнаете интереснейшие факты из истории храма и посетите семейное захоронение великой творческой династии Бенуа, расположенное в церковной крипте.

    Архитектурный шедевр Николая Бенуа находится на территории бывшего католического кладбища на Выборгской стороне. На нем нашли последнее пристанище многие известные петербуржцы-католики. Здание было спроектировано и воплощено зодчим в неороманском стиле в период 1856–1859 годов. В 1877–1879 годах по желанию прихода Бенуа дополнил архитектурный ансамбль колокольней. Сам зодчий был этим фактом крайне недоволен, так как его замысел утратил изначальную гармонию и целостность. В советское время кладбище было уничтожено, а церковь закрыта. В начале XXI века храм был возвращён верующим.

    Готика. Барокко. XX век — органное путешествие с харизматичной Кристиной Веретенниковой. Музыка рожденная в сумраке величественных соборов, с устремленными в небеса иглами шпилей и витражными окнами. Временной бросок из умопомрачительной и пышной эпохи барокко в эклектику XX столетия.

    Барокко. Блистательная эпоха в истории музыки, скульптуры, литературы. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количестве известных композиторов этой удивительной эпохи породили Германия и Италия.

    Вечер откроет Чакона старшего современника Иоганна Себастьяна Баха. Дитрих Букстехуде — глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Он прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль Букстехуде отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично объединена с идеально выстроенной полифонией.

    Великая музыка Баха — бескрайняя Вселенная. Вокруг неё уже не один век вращается мировое сообщество музыкантов, она цитируется, звучит в самых невероятных и неожиданных транскрипциях, а интерес к ней с каждым днем только возрастает. Божественная и одновременно доступная для восприятия, она актуальна во все времена и пользуется не проходящей популярностью публики. Мог ли вообразить Иоганн Себастьян Бах, что его музыка станет одним из главных действующих лиц мирового кинематографа? Такая история произошла с хоральной прелюдией фа минор, использованной в культовом кинофильме Тарковского «Солярис».

    Готическая сюита Леона Боэльмана — одно из самых исполняемых органных сочинений. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской поздней романтической школы, большая часть которых — для органа. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.

    И, наконец, мы совершим прыжок в XX век, который принес с собой самые неожиданные и дерзкие музыкальные новации. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Подражание старым мастерам — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.

    Вечер завершит гениальная Пассакалия Христофора Кушнарева — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории, пользующаяся необычайной востребованностью у органистов. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо — первый исполнитель этого сочинения, которому посветил ее автор.

    Готика. Барокко. XX век — ощутите связь времен!

    Внимание! В продаже билеты двух категорий — с экскурсией и без экскурсии. Экскурсия начинается за 30 минут до концерта.

    Электронный орган: Johannus.

    Программа:
    Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Чакона ми минор BuxWV 160
    Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Пастораль фа мажор: II–IV BWV 590
    Иоганн Себастьян Бах — Хоральные прелюдии: Ich ruf zu dir, Herr Jesus Christ WV 639
    Иоганн Себастьян Бах — Schmucke dich, O liebe Seele BWV 654
    Леон Боэльман (1862–1897) — Готическая сюита: Молитва Пресвятой Деве, Токката
    Микаэл Таривердиев (1931–1996) — Хоральные прелюдии № 2 и 3 из цикла «Подражание старым мастерам» ор. 103
    Христофор Кушнарёв (1890–1960) — Пассакалия фа-диез минор

    Исполнитель:
    Кристина Веретенникова (орган) — лауреат международных конкурсов.

    Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).

    29 ноября, суббота
    19:30
    Продажи нет