В отличие от барокко, предполагавшего максимальную дифференциацию форм, классицизм обратился к противоположной идее — унификации, поиску наиболее практичного, «рабочего» шаблона, который освободил бы творца от задач формообразования, предоставив ему возможность сфокусироваться на других, более важных внутри своей эстетики, аспектах. Именно в это время появляются такие ключевые для музыкальной истории понятия, как сонатная форма и сонатно-симфонический цикл. Вектор творческого поиска этого периода можно воспринимать как более конкретный и определённый, направленный не «в бесконечность» возможных вариантов, а «вовнутрь», к некоему подспудно ощущаемому идеалу. Так, идея «двухтемности», впоследствии воплощённая как сонатная форма с её главной и побочной партиями, стала появляться ещё в эпоху барокко; ко второй половине XVIII века она обрела наиболее совершенный вид.
Иоганн Кристиан Бах и Карл Филипп Эммануил Бах, чья музыка прозвучит в концерте наравне с венскими классиками, были представителями того поколения, на долю которого выпало провожать барокко и встречать новый, «чувствительный» стиль, из которого впоследствии родились многие черты классицизма. В это время начинается бурный расцвет инструментальной ансамблевой музыки, задействующей те составы и жанры, которые полвека спустя попадут в категорию «камерных» — по контрасту с классической симфонией. В творчестве каждого из композиторов этого поколения мы обнаруживаем собственный «рецепт стиля» — уникальную пропорцию барочных и постбарочных принципов.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия»
Павел Андреев (флейта-траверсо);
Юлия Лурье (барочная скрипка, барочный альт);
Алексей Попов (барочный альт);
Андрей Коломийцев (клавесин).
В программе:
Йозеф Гайдн (1732–1809). Баритоновое трио для флейты, скрипки и альта;
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788). Трио-соната си минор для флейты, скрипки и basso continuo, Wq. 143: Allegro; Adagio; Presto;
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Дуэт для флейты и скрипки;
Иоганн Кристиан Бах (1735–1782). Квинтет до мажор, op. 11/1: Allegretto; Andantino; Menuetto con variatione;
Иоганн Георг Альбрехтсбергер (1736–1809). рио для флейты, скрипки и альта;
Людвиг ван Бетховен (1770–1827). Серенада для флейты, скрипки и альта.