Санкт-Петербург
6
Классическая музыка

Клавесинные истории

    • 6+
    Подробное описание
    Расписание

    Франсуа Куперен — композитор, имя которого осталось в истории как тождественное клавесинной культуре как таковой. Куперен Великий, как называли его современники, действительно был патриотом своего инструмента. Его знаменитый трактат «Искусство игры на клавесине» — едва ли не первое в истории сочинение подобного жанра, в центре которого находится сложившаяся концепция инструмента, определяющая технику и стиль. Современник известного клавиростроителя Николя Бланше, Куперен мыслил тембровыми категориями французского клавесина с певучим, «расцветающим» после взятия звуком, предполагающим органичное вплетение в музыкальную ткань многочисленной орнаментики.

    Двадцать семь клавесинных ордров, которые Куперен создавал на протяжении почти всей жизни, — своеобразный дневник композитора, отражающий его картину мира, и монументальный тезаурус средств, которыми эта картина мира может быть воплощена на клавесине. Подобно сюитам более ранних французских композиторов, таких как Шамбоньер и Луи Куперен, ордр у Франсуа Куперена представляет собой сборник пьес в одной тональности, включающий как обязательные части сюиты (аллеманда, куранта, сарабанда), так и другие танцы, порой весьма многочисленные, а также программные пьесы — в том числе свойственные французской традиции «портреты» и «характеры». Концертная практика позволяла исполнителю выбирать пьесы из ордра по своему усмотрению, конструируя собственную сюиту из предложенного автором материала — делая этот выбор, современные клавесинисты порой отдают предпочтение наиболее ярким «хитам». В этом отношении концерт Елены Чупахиной неординарен: исполнительница сыграет все двадцать пьес восьмого и девятого ордров без каких-либо сокращений, досконально раскрывая авторскую мысль во всей её многогранности.

    Исполнитель:
    Елена Чупахина (клавесин).

    В программе:
    Франсуа Куперен (1668–1733)

    Восьмая сюита (Huitième Ordre) пьес для клавесина си минор
    — La Raphaéle («Рафаэль»)
    — Allemande L’Ausoniéne (Аллеманда «Авзонская»)
    — Premiere courante (Первая куранта)
    — Seconde courante (Вторая куранта)
    — Sarabande L’unique (Сарабанда «Единственная»)
    — Gavotte (Гавот)
    — Rondeau (Рондо)
    — Gigue (Жига)
    — Passacaille (Пассакалья)
    — La Morinéte («Морен»)

    Девятая сюита (Neuvième Ordre) пьес для клавесина ля мажор
    — Allemande à deux clavecins (Аллеманда для двух клавесинов)
    — La rafraîchissante («Освежающая»)
    — Les charmes («Чары»)
    — La Princesse de Sens («Принцесса Чувств»)
    — L’olimpique («Олимпийская»)
    — L’insinüante («Вкрадчивая»)
    — La séduisante («Пленительная»)
    — Le bavolet-flotant («Развевающиеся ленты»)
    — Le petit-deüil, ou Les trois veuves («Малый траур, или три вдовы»)
    — Menuet (Менуэт)

    4 мая, суббота
    18:00
    Продажи нет