
В основе программы концерта лежат выдающиеся органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха и его старших современников: Георга Муффата и Иоганна Готфрида Вальтера.
Георг Муффат — представитель южнонемецкой композиторской школы. Для его музыкального языка характерен синтез итальянских и французских традиций. Наиболее всего это прослеживается в сборнике Apparatus musico-organisticus — своеобразной учебно-исполнительской энциклопедии конца XVII века. Он включает в себя все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). На концерте прозвучит Пассакалия in g — жанр, представляющий собой вариации на повторяющуюся тему.
Концерты си минор Вальтера и ля минор Баха являются органными переложениями опусов для струнных инструментов Антонио Вивальди. В обоих произведениях орган примеряет на себя роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
Ведущими жанрами органного творчества Баха являются свободные сочинения (циклы прелюдий и фуг), а также многочисленные обработки хоралов. «Органная книжечка» (Orgelbüchlein) изначально была задумана как полный годовой цикл хоралов, порядок чередования которых соответствовал церковному песеннику. Но из 146 Бах завершил только 46 обработок и одну оставил в наброске. Хоральные прелюдии из «Органной книжечки» — скромные по масштабу, но глубокие по содержанию и полные музыкально-поэтической выразительности обработки. Восемнадцать Лейпцигских хоралов, наоборот, выделяются своими масштабами и насыщенностью полифонического развития. Две обработки «Nun Komm der Heiden heiland» помогают понять, насколько изобретательно подходил Бах к этому жанру, наделяя каждую «прелюдию» индивидуальными и ярко узнаваемыми чертами.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган).
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Концерт соль мажор, BWV 592a (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Tempo giusto, Grave, Presto;
Георг Муффат (1653–1704) — Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus;
Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия соль мажор, BWV 568;
Иоганн Себастьян Бах — Две хоральные обработки:
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 599 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»);
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
Иоганн Готфрид Вальтер (1664–1748) — Концерт си минор, LV 133 (транскрипция концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди): Allegro, Adagio, Allegro;
Иоганн Себастьян Бах — Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло);
Иоганн Себастьян Бах — Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди): Tempo giusto, Adagio senza Pedale, ma due Claviere, Allegro.