
Порой музыка необходима для того, чтобы остановиться и вслушаться, и сегодняшний вечер как раз об этом. Он пройдёт накануне Воскресения Вечности — последнего дня лютеранского церковного года, когда каждый по-своему вспоминает тех, кого с нами уже нет, и пытается услышать в себе тихий, честный голос. Концерт называется «Le Tombeau» («Эпитафия»), и речь пойдёт не про мраморные гробницы и пафос, а про то, как бережно музыка умеет хранить память.
Для нас важно в этот вечер сопоставить два инструмента, у которых разные языки, но одна тема. Орган — это объективный голос, голос общей молитвы; это музыка, которая звучит как будто «от имени церкви». Клавесин же, напротив, — глубоко субъективный и очень личный инструмент: он будто шепчет на ухо то, что обычно не произносят вслух. Их встреча даёт возможность услышать память сразу в двух измерениях.
Эпитафии могут иметь самые разные лица. «Pavana lachrimae» Свелинка — это клавирная обработка знаменитой песни «Flow my tears» Джона Дауленда. В этой музыке нет театральности, только спокойное, достойное переживание. Прозвучит Граунд in c Генри Пёрселла — вариации на неизменный остинатный бас. На простую басовую формулу, словно на нитку, нанизываются различные оттенки печали.
Вы услышите также «Tombeau» Иоганна Фробергера, которую композитор написал в память о друге-лютнисте Бланкрошe: в этой музыке ощущается не формальный сюжет, но искреннее прощание. Его же «Toccata VI da sonarsi alla Leuatione» представляет собой медитативную Евхаристическую пьесу, в которой передаётся глубина и таинственность Пресуществления Даров.
В центре программы — баховская хоральная партита (вариации) «Sei gegrüßet, Jesu gütig» BWV 768. На одну хоральную мелодию Бах написал контрастные, многоликие вариации, которые сменяют друг друга, как этапы внутреннего разговора: от хрупкой, почти детской, ясности до мощного органного звучания, от едва слышимого шёпота мольбы до отчаянного крика в полный голос.
В завершение концерта прозвучит «Tombeau de Mr. de Chambonnières» Жана-Анри д’Англебера — светлый и благородный музыкальный памятник своему другу и учителю Жаку Шампиону де Шамбоньеру.
Сегодняшний вечер — не траурный ритуал и не музей стилей. Мы приглашаем вас вслушаться и услышать свой внутренний голос. А тёмная атмосфера зала только поможет нам в этом. Если у вас есть имя, которое вы носите в сердце, если вы чувствуете, что хочется помолчать не в одиночку — приходите. Музыка позволит нам выразить то, что словами сказать трудно.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган, клавесин).
В программе:
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) — Pavana lachrimae
Генри Пёрселл (1659–1695) — Граунд in c, ZD 221 (Cambridge MS Mus 653)
Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667) — Tombeau fait à Paris sur la mort de Monsieur Blancheroche, FbWV 632
Абрахам ван ден Керкховен (ок.1618—1701) — Фантазия in c, Watelet 131
Иоганн Якоб Фробергер — Токката VI da Sonarsi alla Leuatione, FbWV 106
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
Луи Куперен (1626–1661) — Сюита пьес для клавесина in a
Prélude à l’imitation de Mr. Froberger
Courante
Sarabande I & II
Sarabande III
La Piémontoise
Жан-Анри д’Англебер (1629–1691) — Tombeau de Mr. de Chambonnières