Немецкое органное искусство, пожалуй, единственное в истории музыки, которое на протяжении веков бережно сохраняет традиции, появившиеся еще в эпоху раннего барокко. Бём, Любек и Букстехуде — старшие современники Иоганна Себастьяна Баха. Их творчество — своеобразный фундамент, который послужил основой для становления Баха как выдающегося полифониста и композитора.
Жанр прелюдии в эпоху барокко подразумевал под собой произведение, в котором чередуются свободно-импровизационные и фугированные разделы. В BuxWV 149 смысловым центром являются две фуги — их обрамляют токкатные разделы, демонстрирующие виртуозные способности органиста и его мастерское владение инструментом. В прелюдии ре минор Любека — одна фуга. В крайних разделах здесь выделяются многочисленные педальные пассажи.
Хоральная партита по форме представляет собой вариации на хорал, количество которых обычно совпадает с числом хоральных строф. O Gott, du frommer Gott — яркий пример того, как жанр хоральной партиты преломился и эволюционировал в творчестве Баха по сравнению с его старшими современниками. В O Gott, du frommer Gott Бах значительно расширяет масштабы цикла, наполняя его глубоким образно-эмоциональным содержанием и риторическими фигурами.
Соната Райнбергера в рамках концерта переносит слушателя в эпоху позднего романтизма. В этом цикле удивительным образом сочетаются жанры двух столетий: романтическое Интермеццо, Скерцозо (напоминает скерцо в сонатно-симфоническом цикле) и барочная Фуга с Пассакалией.
При этом все части объединяются красочностью гармоний, впечатляющей выразительностью мелодических линий и разнообразием запечатленных в музыке тонких душевных состояний.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707)
Прелюдия соль минор, BuxWV 149
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная партита Ach wie nichtig, ach wie flüchtig
Винцент Любек (1654–1740)
Прелюдия ре минор, LuebWV 11
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Соната для органа № 8 ми минор ор. 132
Fuge
Intermezzo
Scherzoso
Passacaglia