
Одну из ключевых ролей в любом богослужении и церковном празднике играет хорал. На протяжении многих столетий обработка хорала служит «универсальным инструментом» церковного органиста: напрямую связанная с духовной тематикой, она открывает для музыканта возможность проявить широту своей фантазии. Хоральные мелодии, не изменяясь на протяжении многих столетий, дошли до нас в том виде, в котором существовали во времена Брунса, Букстехуде и Баха. Программа сегодняшнего концерта включает в себя органные сочинения предрождественского периода, в основе которых лежат «застывшие во времени» хоральные мелодии.
Феликс Войрш — немецкий композитор и хормейстер. Несмотря на то, что его творческая деятельность развернулась на рубеже XIX и XX веков, Войрш работал в рамках классико-романтических традиций. Его op. 59, вероятно, создан под впечатлением от брамсовских хоральных прелюдий op. 122. На концерте прозвучат две обработки: Nun komm’ der Heiden Heiland («Приди же ныне, язычников Спаситель») — с этой строки начинается хорал, открывающий Адвент, а вместе с ним и сам церковный год; Es ist ein Ros’ entsprungen («Розой в колыбели Иессеев стал росток») — повествует о рождении Христа.
Особый интерес к обработкам хоральных мелодий испытывал немецкий композитор Зигфрид Карг-Элерт. Его 66 хоральных импровизаций op. 65 разделены на шесть томов, каждый из которых посвящён определённому церковному празднику. В первом томе собраны обработки хоралов на Адвент и Рождество: на концерте прозвучат три таких импровизации.
Другие сочинения, входящие в программу, демонстрируют важные тенденции музыки XX–XXI веков — поиск новых тембровых сочетаний, синтез различных видов искусств. В этом контексте большой интерес вызывают Пять библейских сцен для гобоя и органа немецкого композитора Бертольда Гуммеля. Своеобразное «чтение» библейских сюжетов композитор поручает не актёру или певцу, а музыкальному дуэту органа с гобоем.
Исполнители:
Герман Бюллер (гобой);
Виктор Скоморов (фагот);
Михаил Мищенко (орган).
В программе:
Нильс Отто Ростед (1888–1966) — Соната № 1 для органа, ор. 16: Grave, Con moto amabile, Пассакалия. Andante grave;
Бернхард Кроль (1920–2013) — Канцона II из духовного концерта Du meine Seele, singe («О душа моя, воспой») для фагота и органа, ор. 155;
Феликс Войрш (1860–1944) — Из Десяти хоральных прелюдий, ор. 59:
— Nun komm’ der Heiden Heiland («Приди же ныне, язычников Спаситель»);
— Es ist ein Ros’ entsprungen («Розой в колыбели Иессеев стал росток»);
Руперт Готфрид Фрибергер (1951–2016) — Музыка на Адвент для гобоя и органа: «Мольба», «Ликующий», «Терновник», O Heiland reiss die Himmel auf («Спаситель наш, с небес сойди»);
Бернхард Кроль — Dornwald-Partita / «Дорнвальдская партита» (музыка на Адвент), ор. 164: «Мария сквозь терновник шла», «Дитя под сердцем у неё», «На терне роза расцвела», «Иисусом будет назван Он», «Он Собой искупит мир»;
Бертольд Гуммель (1925–2002) — Из Пяти библейских сцен для гобоя и органа, ор. 45: «Потоп», «Спасение на ковчеге», «Радуга»;
Харальд Генцмер (1909–2007) — Метаморфозы на тему Vom Himmel hoch (II) из Концерта на Адвент;
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) — Из Хоральных импровизаций, ор. 65: Ach bleib mit deiner Gnade («Пребудь в нас благодатью Своею»), Alles ist an Gottes Segen («На все воля Божья»);
Бернард Уэйн Сандерс (род. 1957) — Эпитафия для фагота и органа;
Зигфрид Карг-Элерт — Из Хоральных импровизаций, ор. 65: Es ist das Heil uns kommen her («Спасение грядет нам»).