Санкт-Петербург
5
Классическая музыка

Обращаясь к Богу

    • 6+
    Подробное описание
    Расписание

    В программе:
    Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
    Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1;
    Хоральная прелюдия Vater Unser Im Himmelreich, BWV 683;
    Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2;

    Иоганнес Брамс (1833–1897)
    Две хоральные прелюдии из 11 хоральных прелюдий для органа:
    Herzlich Tut Mich Verlangen, op. 122/10;
    Herzlich Tut Mich Verlangen, op. 122/9;

    Роберт Шуман (1810–1856)
    Три этюда в форме канона из цикла «Шесть этюдов в форме канона для органа или педального фортепиано», ор. 56:
    Nicht Zu Schnell;
    Mit Innigem Ausdruck;
    Innig.

    Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
    Соната № 6 ре минор, ор. 65:
    Choral — Andante Sostenuto — Allegro Molto;
    Fuga. Sostenuto E Legato;
    Finale. Andante.

    Ференц Лист (1811–1886)
    Hosannah («Осанна»), S. 677.

    Исполнитель:
    Наталья Михайлова — орган.

    Как и многие органные программы, сегодняшний концерт «цементирует» лютеранский хорал. Каждое из его воплощений в этой программе примечательно по-своему. Так, BWV 683 — простая и краткая хоральная «миниатюра» из так называемого «малого катехизиса» Clavierübung III — сообщает знающему слушателю о масштабах баховской мысли. Помещённая между токкатой BWV 538/1 и фугой BWV 538/2, она принимает определённое место в форме, условно близкое к литургическому контексту (в котором токката исполнялась перед богослужением, а фуга — по его завершении).

    Иоганнес Брамс дважды обращался к хоралу Herzlich Tut Mich Verlangen; две его обработки контрастируют, в первую очередь, глубиной отчаяния — ключевого аффекта, которого Брамс пытался осмыслить в своём органном творчестве. Продолжая баховскую традицию, Брамс достигает подобного эффекта «эмоциональной бездны» посредством мелодического абриса комментирующего пласта — существенно «перевешивающего» хорал и перетягивающего на себя внимание слушателей.

    Соната Мендельсона, которая прозвучит в концерте, стала первой в истории органной сонатой на хорал (Vater Unser In Himmelreich) — как известно, Мендельсон не раз использовал в своих сонатах цитаты из лютеранских хоралов, однако их разработка не достигала столь всеобъемлющего масштаба. Сонату открывает ряд вариаций на хорал, венчающийся виртуозной токкатой; за ней следует фуга, тема которой также близка к Vater Unser, и отвлечëнная постлюдия, смягчающая драматизм предшествующих частей.

    Тему немецкого органного романтизма с его творческими экспериментами и поисками нового на основе традиций продолжит Роберт Шуман. Немногочисленные сочинения композитора, исполняемые в наши дни на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано — инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH — дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.

    Льготные билеты предназначаются учащимся, студентам и пенсионерам. Детей от 6 до 12 лет мы пропускаем бесплатно.

    29 мая, среда
    19:30
    Продажи нет