Программа концерта знакомит слушателя с органной музыкой разных стран, эпох, традиций и включает в себя не только произведения, написанные для органа, но и переложения симфонической музыки.
Мишель Коррет — композитор эпохи французского барокко. Магнификат представляет собой песнопение на евангельский текст о Благовещении Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа») и обычно исполняется в конце вечерни. Магнификат ля мажор Коретта состоит из трех разных по характеру и звучанию номеров. Тембровая окраска каждой пьесы отражена в её названии: Récit de Trompette, например, предполагает использование язычкового регистра Трубы на одном из мануалов.
Немецкая барочная традиция представлена наследием Букстехуде и Баха. Пассакалия in d демонстрирует мастерство Букстехуде в написании многочисленных вариаций на неизменно повторяющуюся тему в басу. Прелюдия и фуга ре мажор — образец двухчастного полифонического цикла, который Бах в своем творчестве совершенствует до недосягаемых вершин.
BWV 532 — одно из самых жизнеутверждающих произведений великого полифониста: прелюдия состоит из четырех контрастных разделов и при этом подготавливает эмоционально-образную сферу фуги, олицетворяющей ликование и торжество.
Кюи, Глиэр и Бубек — немногочисленные русские композиторы, которые писали для органа. В основе их сочинений преобладает песенный тематизм — один из ведущих признаков русской композиторской школы.
Единственное переложение в программе — вторая часть Пятой симфонии — один из прекраснейших образцов лирики Чайковского. В драматургии всей симфонии Andante cantabile занимает узловое место и выделяется среди других частей проникновенными сольными высказываниями у валторны, которые звучат на фоне хорала струнных инструментов. Вторая часть Пятой симфонии Чайковского — удивительная по глубине и замыслу страница в русской симфонической музыке XIX века.
Исполнитель:
Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)
В программе:
Мишель Коррет (1707–1795)
Magnificat en a Mi la 3♯ (Магнификат ля мажор) из сборника Livre d’orgue № 1, op. 16
Plein Jeu
Récit de Trompette
Grand Jeu que l’on peut jouer à l’Offertoire
Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707)
Пассакалия in d, BuxWV 161
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Жак-Николя Лемменс (1823–1881)
Prière («Молитва») ми мажор из сборника École d’Orgue, basée sur le plain-chant romain
Рейнгольд Глиэр (1874–1956)
Фуга на тему русской святочной песни (Fugue sur un thème de Noël russe)
Цезарь Кюи (1835–1918)
Две прелюдии из сборника аббата Жубера
Пётр Чайковский (1840–1893)
Andante cantabile из Симфонии № 5 ми минор, op. 64 (транскрипция для органа)
Теодор Бубек (1866–1909)
Медитация для органа, op. 14