Именитый органист, уже при жизни пользовавшийся величайшим уважением современников, Фрескобальди был одним из наиболее крупных мастеров органного искусства в масштабах всей музыкальной истории. По существу, он заложил традицию, полное раскрытие которой заняло значительный период времени — возможно, гораздо больший, чем может показаться на первый взгляд.
Три органные мессы, озаглавленные Fiori Musicali, изначально создавались для сугубо литургического применения. «Цветочная» метафора здесь — указание на пышность музыкального сопровождения службы или, в более строгом смысле, на присутствие в ней органа в принципе. В то же время для современников и потомков эта музыка зачастую выступала в роли совершенного образца полифонического письма, примера для изучения и подражания.
Канцона BWV 588 — единственное сочинение Баха в этом жанре — одно из наиболее «итальянских», а вернее даже, «староитальянских» в его наследии. Связь с Фрескобальди здесь едва ли можно воспринимать как прямую цитату; Бах заимствует у своего великого предшественника контуры темы и склад её развития, характерную смену метра в новом разделе формы, прозрачность и определëнную аскетичность фактуры.
В XX веке Фрескобальди не раз становился адресатом посвящений. Эпоха романтизма, в центре внимания которой зачастую оказывался Бах, отошла в прошлое; стилистические потрясения и противоречия новейшего времени, вместе с тем, ознаменовали новую потребность в точке опоры, «третейском судье», который мог бы стать арбитром в неизбежных внутренних конфликтах музыкантов этого исторического периода.
Обращение к такой фигуре, к тому же в подчëркнуто «уважительном» контексте, свидетельствует о том, насколько важными три века спустя ощущались ценности, заключëнные в его музыке. Образ Фрескобальди в глазах его столь отдалëнных по времени почитателей становится определëнным символом, «архивирующим» не только собственно музыкальную традицию, но целую эпоху с её культурой и мировоззрением.
Исполнитель:
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Messa della Madonna из сборника Fiori musicali, op. 12
Toccata avanti la Messa della Madonna
Kyrie della Madonna
Kyrie
Christe
Christe
Kyrie
Kyrie
Canzon dopo l’Epistola
Recercar dopo il Credo
Toccata avanti il Recercar
Recercar con obligo di cantare la quinta parte senza toccarla
Toccata per l’elevatione
Bergamasca
Capriccio sopra la Girolmeta
Иоганн Себастьян Бах
Канцона in d, BWV 588
Дьёрдь Лигети (1923–2006)
Ричеркар (Omaggio a Girolamo Frescobaldi) из цикла Musica ricercata
Жан Лангле (1907–1991)
Из цикла Hommage à Frescobaldi:
I. Prélude au Kyrie
V. Fantaisie
VII. Thème et variations
VIII. Épilogue