Одной из «визитных карточек» эпохи барокко является клавесин. Его роль в музыкальной жизни этого времени настолько велика, что любой из существовавших в то время струнных и духовых инструментов трудно представить изолированным от клавесина: он выполнял аккомпанирующую функцию во всевозможных ансамблях в составе basso continuo.
Значительный пласт другой барочной музыкальной литературы написан для клавесина-соло. В программу концерта вошли произведения композиторов, каждое из которых самобытно и уникально.
Джироламо Фрескобальди — основоположник итальянской клавесинной школы. При его жизни было опубликовано два монументальных сборника токкат, отличающихся виртуозным характером и концептуальностью. Так, одну из токкат предваряет фраза Non senza fatiga si giunge al fine — «Не без труда ты дойдёшь до конца», что говорит о высоких требованиях к технике исполнителя.
Уильям Бёрд — английский композитор и клавесинист. Старинный танец павана отличается торжественным и медленным характером: под эту музыку происходили различные церемониальные шествия. Ей контрастирует гальярда — энергичный, лёгкий и стремительный народный танец.
Сочинение Ballo del Granduca нидерландского композитора Яна Питерсзона Свелинка является вариациями на тему «Бал великого герцога» из комедии Эмилио де Кавальери. А Жак Шампион де Шамбоньер представляет французскую клавесинную школу.
Творчество Баха — своеобразное обобщение опыта композиторов разных стран добаховской эпохи. Его семь токкат относятся к раннему творчеству. Токката ми минор ориентирована на северонемецкий стиль, предполагающий чередование свободных импровизационных разделов и самостоятельных фугированных эпизодов.
Исполнитель:
Ольга Белецкая (клавесин, г. Москва).
В программе:
Джироламо Фрескобальди (1583–1643) — Toccata ottava из сборника Toccate e partite d’intavolatura, Libro I;
Уильям Бёрд (1543(44)–1623) — Павана и гальярда в тоне ля;
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) — Ballo del Granduca;
Жак Шампион де Шамбоньер (ок. 1602–1672) — Пьесы из сюит;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Токката ми минор, BWV 914.
Информация о билетах:
— Полный входной билет со свободной рассадкой.
— Льготный входной билет со свободной рассадкой (для учащихся и пенсионеров).
— Абонемент на три любых концерта (свободная рассадка).