Ритмы Испании и осень Пьяццоллы. Саксофон и орган. Феерический дуэт Константина Андреева и Екатерины Маришкиной приглашает прогуляться по уникальному звуковому маршруту — от изысков барокко до дерзких новаций ХХ столетия.
Напитанная неугомонными ритмами и красочными гармониями, наполненная солнцем и ароматами цветения испанская музыка всегда узнаваема и притягательна. Крупнейшие композиторы разных стран и эпох, поддавшись неувядаемому очарованию Испании, запечатлели её в своём сердце и творчестве.
Органная история этой страны заслуживает самого пристального внимания. С середины XVI до середины XVII века органная школа Испании занимала одну из ведущих позиций в Европе. Испания создала особый тип органа, отличающегося оригинальными инженерными решениями и тембральными находками. За это время сложился обширный органный репертуар, включающий такие жанры, как тьенто (полифоническая пьеса, чаще всего четырёхголосная), всевозможные разновидности вариаций на песни и танцы, а также батальи, изображающие битвы. Именно Баталья Хосе Хименеса и откроет большое испанское путешествие. Хименес — один из крупнейших органистов и композиторов своего времени, представитель арагонской органной школы.
Испания в XIX и XX веков. Проживший долгую жизнь, охватившую два столетия, органист, дирижёр и композитор Анри Бюссе отдал дань Испании в колоритной пьесе «Астурия». Музыкант обучался игре на органе у органных титанов — Сезара Франка и Шарля Мари Видора. Одновременно изучал композицию у Эрнеста Гиро и Шарля Гуно, у которого работал личным секретарём.
Имя великого Исаака Альбениса, испанского композитора и пианиста, одного из основоположников испанской национальной музыкальной школы, неразрывно связано с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX–XX веков и ратовавшего за возрождение испанской национальной культуры.
Хесус Гуриди — одна из ключевых фигур в испанской и баскской музыке первой половины XX века, писавший в традициях позднего романтизма, унаследованных от Вагнера, и находившийся под сильным влиянием самобытной культуры басков.
Ну, а теперь переместимся через Атлантику, где везде, кроме Бразилии, все говорят исключительно по-испански. По известным историческим причинам, вот уже несколько столетий этот регион продолжает находится под влиянием культурных традиций Испании, в том числе, и музыкальных.
Знаменитые гости вечера — Эйтор Вилла-Лобос и Астор Пьяццолла. Эйтор Вилла-Лобос — выдающийся бразильский композитор, чей стиль сформировался под влиянием экспедиций в самые отдалённые регионы страны и объединил индейский и африканский фольклор с традициями европейской музыки.
Под влиянием баховской полифонии Астор Пьяццолла создал особую музыкальную форму — танго-фугу, подарив миру в ХХ веке уникальный стиль музыки, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. «Танго было очень скучным, пока не появился я», — как-то обмолвился великий Пьяццолла. Кто бы ещё смог столь полно и захватывающе поведать о вековой истории жанра в уникальной сюите «История танго», четыре части которой рассказывают, где, как и для кого звучало танго? И, конечно же, вы посетите портовые кварталы Буэнос-Айреса, про жизнь которых так гениально рассказал композитор в самом своем известном сочинении «Времена года в Буэнос-Айресе».
Не обошёл своим вниманием зажигательные ритмы и терпкие гармонии в Rondo alla Latina уроженец Германии Ханс-Андре Штамм, который вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов нашего времени.
Ритмы Испании и осень Пьяццоллы — музыкальное путешествие через океан ждёт!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нём одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чём вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведён по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль.
Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Хосе Хименес (1601–1672) — Batalla de 6o tono;
Анри Бюссе (1872–1973) — «Астурия», переложение для саксофона и органа;
Хесус Гуриди Бидаола (1886–1961) — «Оффертуар»;
Антонио Массана (1890–1966) — Пастораль;
Эйтор Вилла-Лобос (1887–1959) — Фантазия в переложении для саксофона и органа;
Хесус Гуриди — Бидаола Финал;
Эйтор Вилла-Лобос — Ария из Бразильской бахианы № 5 в переложении для саксофона и органа;
Исаак Альбенис (1860–1909) — Прелюдия, транскрипция для органа А. Курбанова;
Астор Пьяццолла (1921–1992) — «Времена года в Буэнос-Айресе»: «Осень» в переложении для органа;
Астор Пьяццолла — История танго: Cafe 1930 — Club 1960 в переложении для саксофона и органа;
Ханс-Андре Штамм (1958*) — Rondo alla Latina;
Астор Пьяццолла — Libertango в переложении для саксофона и органа.
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов:
Константин Андреев, саксофон;
Екатерина Маришкина, орган.
Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).