
Роскошное барокко при свечах: голос и орган. Екатерина Маришкина и София Тихонова представляют лучшие сочинения золотого века в истории европейской музыки. Барокко — беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В этом концерте встретятся Бах, Вивальди, Гендель, Перселл.
Вечер откроет Токката Яна Адама Рейнкена. Яркий представитель северогерманской школы, один из лучших органистов Германии, он пользовался почётом и уважением и жил, в отличие от многих своих коллег, в достатке. По его инициативе был реконструирован орган Святой Екатерины в Гамбурге и учреждена Гамбургская опера — одно из первых общественных музыкальных театров в Германии. Он был хорошо знаком с ведущими композиторами эпохи, в том числе с Дитрихом Букстехуде, оказал влияние на Винсента Любека и Иоганна Себастьяна Баха.
Пассакалья ре минор старшего современника Баха, главы северо-немецкой органной школы Дитриха Букстехуде — одно из самых известных органных сочинений. Непроходящий интерес Букстехуде к нумерологии проявился в сложной структуре пассакальи. Великий Иоганн Себастьян Бах представлен одной из хоральных обработок — жанром, который в его творчестве достиг абсолютного совершенства.
Ария Удовольствия звучит в самой первой оратории рождённого в один год с Бахом Георга Фридриха Генделя «Триумф времени и правды», написанной в Риме. Инициатором её создания и автором либретто выступил кардинал Бенедетто Памфили — покровитель искусств, композитор и поэт. Сюжет отчасти перекликается с ораторией, повествующей о покаянии Марии Магдалины, но в опусе Генделя действуют не конкретные библейские герои, а четыре аллегорических персонажа.
Британия эпохи барокко представлена знаменитой арией Дидоны из первой великой английской оперы «Дидона и Эней» «британского Орфея» Генри Пёрселла. Его талант наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам, которых в его жизни было более 50! Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве солнечного венецианца Антонио Вивальди. Вы услышите знаменитую арию Sposa son disprezzatta из оперы «Баязет».
А ещё прозвучит красивейшая ария Франческо Дуранте, обращённая к Деве Марии Ярчайший представитель неаполитанской школы творил в основном на ниве церковной музыки.
Французский гость вечера — Франсуа Куперен, непревзойдённый мастер рококо, ещё при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII–XVIII веков. Богатство фантазии композитора воплотилось в его программных клавирных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия композитора — органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн Себастьян Бах, легендарной Токкатой и фугой ре минор которого и завершится этот роскошный вечер.
Роскошное барокко — услада для души и слуха!
Программа
Ян Адам Рейнкен (1623–1722) — Токката соль мажор;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659;
Генри Пёрселл (1659–1695) — Речитатив и ария Дидоны When I’m laid in earth из оперы «Дидона и Эней» Z.626;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Ария Lascia la spina из оратории «Триумф Времени и Правды», HWV 46a;
Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Пассакалия ре минор, BuxWV 161;
Антонио Вивальди (1678–1741) — Ария трапезундской принцессы Ирины Sposa son disprezzata из оперы «Баязет», RV 703;
Франсуа Куперен (1668–1733) — Оффертуар до мажор из Торжественной мессы;
Франческо Дуранте (1684–1755) — Ария Vergin tutto amor;
Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор, BWV 565.
Исполнители — лауреаты международных конкурсов:
Софья Тихонова, меццо-сопрано;
Екатерина Маришкина, орган.
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).