Немецкая и французская органная музыка эпохи барокко — две традиции, которые крайне противоположны друг другу в выборе жанров, в строении инструментов и их регистровых возможностях.
«Большой диалог» Луи Маршана является визитной карточкой композитора и в полной мере демонстрирует звуковые возможности барочного французского органа. Сюита второго тона Луи-Николя Клерамбо состоит из семи разных по характеру и звучанию номеров. Тембровая окраска каждой пьесы отражена в её названии: Flûtes предполагает использование только флейтовых регистров, Basse de Cromorne — дословно «Кроморн в басу» — означает применение язычкового регистра в басовом голосе.
Вершиной немецкого органного искусства несомненно является творчество Баха. Однако в произведениях, которые представлены в программе, ощущается влияние французской традиции — это яркий пример взаимопроникновения двух культур. Основу фантазии соль мажор составляет монументальная пятиголосная фуга, которая обнаруживает сходство с Capriccio sopra ut, re, mi, fa, sol, la из Libro di capricci Джироламо Фрескобальди: в произведениях композиторы используют восходящие гексахорды — последовательности из шести нот.
Пассакалия до минор — одно из самых монументальных произведений Баха. По форме пассакалия представляет собой вариации на basso ostinato, то есть на неизменно повторяющуюся одноголосную тему, первоначально изложенную в партии педали. Эта тема, вероятно, была заимствована из мессы французского органиста Андре Резона. На ее основе Бах написал 20 вариаций и двойную фугу, которые идут без перерыва и образуют единое музыкальное полотно.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue), BWV 572
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III Органная книга)
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Луи-Николя Клерамбо (1676–1749)
Сюита второго тона / Suite du Deuxième Ton из сборника Livre d’orgue
Plein Jeu
Duo
Trio
Basse de Cromorne
Flûtes
Récit de Nazard
Caprice sur les Grands Jeux
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582