В новой концертной программе Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna исполнят Пятую симфонию Петра Чайковского и «Четыре последние песни» для сопрано и симфонического оркестра Рихарда Штрауса.
Одна и та же тема — человек перед лицом неумолимой судьбы и неизбежной смерти — лежит в основе обоих сочинений. Шедевр русского романтика XIX века и музыкальное завещание немецкого композитора, пережившего катаклизмы двух мировых войн, вступают в диалог друг с другом поверх всяких границ: на трагические вопросы, заданные Чайковским, отвечает Штраус, и в ответах его звучит светлое утешение.
Пятую симфонию 48-летний Чайковский задумал на пути в Россию после долгого, нелёгкого, но и триумфального гастрольного тура по Европе. Продирижировав своими сочинениями в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне, повстречав Брамса и Малера, подружившись с Григом и Дворжаком, послушав Бетховена, Вагнера и Верди в эталонных исполнениях, в мае 1888 года композитор поселился в подмосковном имении и вернулся к привычным для себя душевным метаниям и философским размышлениям. В его записной книжке появляется набросок программы будущей симфонии: «Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения... Ропот, сомнения, жалобы, упреки...».
Романтическая коллизия, которую так или иначе трактуют все зрелые симфонии мастера, в Пятой получила особенно ясное выражение. «Тема судьбы», заявленная в траурной интродукции, проходит лейтмотивом сквозь все части цикла, является в разных обличьях и в упоительно мелодичном Andante cantabile, и в прихотливом вальсе третьей части, и, конечно, в финале. Сокрушительно победное, мажорное звучание «темы судьбы» в конце симфонии уже более столетия интерпретируется двояко — то как победа человека над роком, то как торжество непобедимого фатума. Возможно, здесь Чайковский первым нащупал амбивалентность, характерную для симфонических финалов Шостаковича.
«Четыре последние песни» стали последним завершённым произведением 84-летнего Рихарда Штрауса. Название циклу, впервые исполненному уже после смерти композитора, дал издатель. Сначала Штраус написал песню «На закате» на стихи Йозефа фон Эйхендорфа, затем обратился к трём стихотворениям Германа Гессе. Во всех них, кроме «Весны», полной нежных воспоминаний о юности, речь идёт о смерти. Усталость хорошо поработавшего человека, ожидание вечного сна, принятие и спокойствие звучат в текстах и музыке этих миниатюр.
Сопрано и валторна царят над большим симфоническим оркестром: известная певица Паулина де Ана была женой Штрауса, валторнистом был его отец.
В последней песне процитирована тема из симфонической поэмы «Смерть и просветление», написанной шестьюдесятью годами ранее. Так композитор словно замыкает круг своей жизни, и только душа его (в песне «Отход ко сну» на стихи Гессе) жаждет вечно и свободно парить в волшебной ночи.
Исполняют:
Оркестр musicAeterna;
Дирижёр — Теодор Курентзиc.
Программа:
Пётр Чайковский (1840–1893) — Симфония № 5 ми минор, ор. 64 (1888): Andante — Allegro con anima, Andante cantabile, con alcuna licenza, Valse. Allegro moderato, Finale. Andante maestoso — Allegro vivace.
Рихард Штраус (1864–1949) — Четыре последние песни для сопрано и симфонического оркестра, ор. posth. (1948):
Frühling / «Весна» на стихи Германа Гессе;
September / «Сентябрь» на стихи Германа Гессе;
Beim Schlafengehen / «Отход ко сну» на стихи Германа Гессе;
Im Abendrot / «На закате» на стихи Йозефа фон Эйхендорфа.