Концерт яркой петербургской органистки Натальи Михайловой откроет «Дорийская» Токката И. С. Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние.
Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты Баха преобладает мужественное начало.
15 трёхголосных синфоний Бах написал между 1720-1723 годами в Кётене. Он включил их в Нотную тетрадь Вильгельма Фридемана Баха. Пьесы предназначались не только для собственных детей, но и для широкого круга людей, желающих совершенствовать своё искусство клавирной игры. Прозвучит Синфония № 15 си минор.
И. Г. Вальтер — немецкий теоретик музыки, лексикограф, органист и композитор. Им написаны хоральные обработки, партиты, сюиты, концерты-транскрипции по произведениям других авторов, токкаты, прелюдии и фуги для органа и клавира, кантаты, мессы и камерно-инструментальные сочинения. На стиль Вальтера повлияло творчество И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, С. Шейдта, Я. П. Свелинка и других мастеров XVII века.
Его произведения отличаются тщательностью контрапунктической проработки и строгому следованию теоретическим правилам. Вальтер — автор фундаментального справочника «Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека», первой немецкой музыкальной энциклопедии. В программе — Концерт А. Вивальди ми минор для скрипки, струнных и basso continuo в 3-х частях, переложенный Вальтером для органа соло в си миноре.
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло — популярное сочинение, которое было переложено Бахом для клавира соло. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе его сохранившихся произведений — 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18 концертов для различных солирующих инструментов с оркестром.
В программе концерта — два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые сочинения герцога Саксен-Веймарского и А. Вивальди. Герцог Иоганн Эрнст IV Саксен-Веймарский с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть на скрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И. Г. Вальтера. Не дожив и до 19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии 6 его Концертов были отредактированы Г. Ф. Телеманом и опубликованы.
Концерт А. Вивальди ля минор увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
Между Концертами прозвучит Ария из Оркестровой сюиты № 3 Баха. Оркестровые сюиты (или увертюры) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия и в то же время использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В Сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля.
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1
Синфония № 15 си минор, BWV 801
Иоганн Готфрид Вальтер (1684-1748)
Концерт для органа си минор, LV 133:
Allegro — Adagio — Allegro
Алессандро Марчелло (1669-1747) — Иоганн Себастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
Иоганн Себастьян Бах
Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto — Grave — Presto
Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Без обозначения темпа — Adagio — Allegro