Четвёртый сезон фестиваля K-Fest Die Orgel — возможность познакомиться с яркими страницами органной литературы и особенностями устройства этого инструмента.
Каждый концерт в рамках фестиваля раскрывает один аспект, составляющий многозначное понятие «искусство органного исполнительства», начиная с тембровых красок органа и заканчивая разными периодами в истории органной музыки.
Германия явила всему миру много выдающихся композиторов, каждый из которых внёс неоценимый вклад в формирование и сохранение немецкой «органной традиции». Тундер, Векман и Букстехуде — представители северонемецкой органной школы. Жанры, которые выкристаллизовывались в их творчестве, до совершенства довел Иоганн Себастьян Бах, поэтому творчество этих композиторов послужило фундаментом для становления Баха как выдающегося полифониста. К таким жанрам относятся свободно-импровизационные сочинения (Прелюдия in g Тундера, Токката Векмана) и различные обработки хоралов (In dich hab‘ ich gehoffet, Herr Тундера).
Прелюдия и фуга соль минор Баха — один из ранних циклов в его творчестве. Это произведение очень ярко демонстрирует суть всей риторической музыки эпохи барокко: воздействовать на слушателя своей выразительностью и глубиной высказывания, вызвав у него определённые эмоции.
Хорал для немецких музыкантов был родным жанром. Именно поэтому композиторы-романтики унаследовали традицию мастерски «обрабатывать». Хоральные прелюдии Брамса op. 122 — предпоследнее сочинение композитора, отличающееся глубоким философским содержанием и камерным звучанием. Каждая прелюдия подобна сокровенному высказыванию и содержит утончённый музыкальный образ: Es ist ein Ros’ entsprungen — колыбельная песня, повествующая о рождении Христа, а Herzliebster Jesu — рассуждение о его невиновности и искупительной жертве.
Немецкая органная соната — еще один ведущий жанр романтической эпохи. В отличие от хорала, соната была собственным «вымыслом» композиторов XIX века, однако не без влияний эпохи барокко. Соната ре минор Меркеля —трёхчастный цикл: где первая часть имеет ярко-драматический характер, вторая часть — лирическое интермеццо, оазис тишины и спокойствия, а финал — фуга, которая воспринимается как дань уважения традициям прошлого.
Исполнитель:
Анна Калинкина (орган).
В программе:
Франц Тундер (1614–1667) — Прелюдия in g;
Франц Тундер — Хоральная фантазия In dich hab‘ ich gehoffet, Herr;
Матиас Векман (1616–1674) — Фантазия in d;
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) — Ballo del granduca;
Дитрих Букстехуде (1637–1707) —Пассакалия in d, BuxWV 161;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) —Прелюдия и фуга соль минор, BWV 535;
Иоганнес Брамс (1833–1897) — Из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122: № 2 Herzliebster Jesu, № 8 Es ist ein Ros’ entsprungen;
Роберт Шуман (1810–1856) —Из цикла «Этюды для педального фортепиано», ор. 56: Inning, Nicht zu schnell;
Густав Адольф Меркель (1827–1885) — Соната для органа № 1 ре минор, ор. 30: I. Allegro moderato, II. Adagio, III. Allegro con fuoco.
Информация о билетах:
— Полный входной билет со свободной рассадкой.
— Льготный входной билет со свободной рассадкой (для учащихся и пенсионеров).
— Абонемент на три любых концерта (свободная рассадка).