Сольная органная соната — настоящая жемчужина и вместе с тем достижение эпохи романтизма, в большей степени относящееся к немецкой традиции. Основоположником этого жанра считается Феликс Мендельсон-Бартольди.
Его шесть органных сонат op. 65 можно назвать своеобразными сюитами, так как каждая из них индивидуализирована в количестве частей, их формах и в образно-смысловом наполнении. Пятая соната открывается сдержанно-торжественным звучанием хорала, который оттеняется мрачной и немного тоскливой второй частью. Завершается цикл жизнерадостно-ликующим, полным энергией финалом.
Иоганн Готлоб Тёпфер был особенно известен как мастер органной импровизации и автор многочисленных хоральных обработок. Его трехчастная соната ре минор op. 15 — единственный пример обращения композитора к этому жанру.
Расцвет немецкой романтической органной сонаты приходится на творчество Меркеля и Райнбергера. Органное наследие Райнбергера включает в себя 20 сонат. Существует версия, что композитор хотел написать 24 цикла во всех тональностях, по аналогии с «Хорошо темперированным клавиром» Иоганна Себастьяна Баха.
Райнбергер — великолепный мелодист, во всех его сочинениях на первый план выходят выразительные, очень гибкие и интонационно насыщенные мелодические линии. Восьмая соната ми минор уникальна тем, что соединяет в себе барочные и романтические традиции.
Столпами архитектоники в этом цикле выступают крайние части — фуга и пассакалия — жанры эпохи барокко. Между ними Райнбергер помещает романтическое интермеццо, выдержанное в пасторальных тонах, и скерцозо (напоминает скерцо в сонатно-симфоническом цикле). Особое внимание привлекает пассакалия — вариации на неизменно повторяющуюся тему. Она постепенно расцвечивается красочными гармониями и создает ощущение безграничности времени, полностью погружая слушателя в океан романтических созвучий.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 5 ре мажор, ор. 65/5
Andante
Andante con moto
Allegro maestoso
Иоганн Готлоб Тёпфер (1791–1870)
Соната ре минор, ор. 15
Густав Адольф Меркель (1827–1885)
Вариации, ор. 45 на тему II части Сонаты ми мажор, ор. 109 Людвига ван
Бетховена
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901)
Соната для органа № 8 ми минор ор. 132
Fuge
Intermezzo
Scherzoso
Passacaglia