История развития органа насчитывает не одно столетие. Безусловно, расцвет органного искусства приходится на эпоху барокко, когда выкристаллизовывались ведущие европейские органные школы и традиции.
В XIX веке, в эпоху романтизма, орган выходит за рамки церковного инструмента. Однако неразрывная связь органного репертуара с церковной традицией существовала и продолжает существовать в настоящее время.
Следует сказать, что орган в эпоху барокко широко применялся в различных камерных ансамблях: ему поручали аккомпанирующую функцию (basso continuo) или более развернутые и самостоятельные партии. Продолжая барочные традиции, композиторы-органисты XXI века в своих сочинениях прибегают к поиску новых тембровых сочетаний. Яркий тому пример — четыре библейских видения op. 147 современного немецкого композитора Бернхарда Кроля, написанные для органа и вибрафона.
Жанр прелюдии и фуги, пожалуй, единственный в истории органного искусства, который на протяжении всех столетий привлекает внимание композиторов. Швейцарский органист Самюэль Дюкоммун вдохновлялся произведениями Марселя Дюпре, поэтому его обращение в op. 35 к двухчастному циклу вполне естественно.
В завершение концерта прозвучит фрагмент из сценической оратории «Грехопадение» немецкого композитора Харальда Хайльмана. В основе данного сочинения — барочный жанр оратории, религиозная тематика и необычный выбор инструментария: орган и вибрафон. В связи с этим «Грехопадение» является своеобразным синтезом многолетних традиций и современных тенденций в области композиции.
Исполнители:
Руслан Залаутдинов (вибрафон)
Михаил Мищенко (орган)
В программе:
Самуэль Дюкоммун (1914–1987)
Прелюдия и фуга № 1 ми минор, op. 35
Три пьесы, ор. 1b:
I. Прелюдия
Бернхард Кроль (1920–2013)
Четыре Библейских видения для вибрафона и органа, ор. 147
— Иаков
— Навуходоносор
Самуэль Дюкоммун
Три пьесы, ор. 1b:
II. Интерлюдия
Бернхард Кроль
Четыре Библейских видения для вибрафона и органа, ор. 147
— Павел
— Иосиф
Самуэль Дюкоммун
Прелюдия и фуга № 2 соль минор, op. 36
Три пьесы, ор. 1b:
III. Постлюдия
Харальд Хайльман (1924–2018)
«Утешение» для вибрафона и органа из сценической оратории
«Грехопадение»