В стихии огня — Мария Блажевич вновь сражает невероятной концепцией программы, объединившей Баха и Генделя, Бизе, Вагнера, Вангелиса и не только... Горящие во время концерта свечи дополнят «пламенную» атмосферу.
Огонь. Символ жизни и очищения, преображения, обновления, а также любви и страсти. Как же он отражен в музыке разных композиторов в разные времена?
Иоганн Себастьян Бах — великий философ, зафиксировавший в бескрайнем звуковом океане своей музыки мгновения божественного откровения. Всю жизнь прослужив в церкви, он создал гениальные сочинения, возносящие нас к запредельным высотам. Прозвучит Хоральная фантазия «Приди, Святой Дух». Помните, в праздник Пятидесятницы Святой Дух явился апостолам в виде огненных языков?
И совсем другая история от рождённого в один год с Бахом великого композитора. Музыка для королевского фейерверка Георга Фридриха Генделя была предназначена для грандиозного празднества в Грин-парке 27 апреля 1749 года по случаю окончания войны за австрийское наследство и заключения мира в Аахене. Исполнение принесло любимому монархами и аристократией композитору ещё большую славу, несмотря на то что грандиозное событие прошло не совсем по плану. Возведённый в парке аллегорический храм загорелся огнём от фейерверка. Но все остались живы.
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой» — знаменитая фраза Бетховена. Самая популярная из бетховенских фортепианных сонат изначально не называлась «Лунной». Соната № 14, посвящённая его семнадцатилетней ученице, юной графине Джульетте Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблён, отразила самые глубокие личные переживания автора. Своё название она получила спустя пять лет после смерти Бетховена благодаря немецкому поэту-романтику и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, сравнившему звучание знаменитой первой части с лунным светом, отражающимся на глади Фирвальдштетского озера в Швейцарии. Но в этот раз прозвучит исполненный огненной страсти финал сонаты.
Знаменитый «Танец огня» Мануэля де Фальи — самый известный номер из балета с захватывающим сюжетом, построенном на легенде из жизни андалузских цыган, сыгравших, кстати, ключевую роль в становлении фламенко. В своём творчестве де Фалья мастерски соединил с испанскими национальными традициями новейшие веяния неоклассицизма и импрессионизма, подарив Испании современное становление оперы, балета и других жанров.
Хотите услышать, как опера звучит на органе? Композиторы, сочинявшие оперы, использовали в них орган очень редко, а королю инструментов в огромной партитуре отводилась весьма скромная партия. Но вот опера в органной транскрипции — настоящий фейерверк. В этот вечер вы убедитесь в этом, погрузившись в энергетику самой исполняемой в мире оперы Жоржа Бизе «Кармен», созданной по новелле Проспера Мериме, полную коллизий и невероятных «огненных» сюжетных поворотов. «Кармен» была поставлена десятки тысяч раз в многочисленных театрах мира, по сей день порождая новые, самые неожиданные трактовки, а также многочисленные сочинения, где используются её незабываемые ярчайшие мотивы.
«Огненные колесницы» — композиция, созданная Вангелисом при помощи синтезатора для оскароносного фильма Хью Хадсона, много лет занимала первое место в хит-парадах. Успех синтезатора в качестве основного инструмента для создания музыки стал для композитора настоящими золотыми копями, но всё равно его главным хитом навсегда остались именно «Огненные колесницы», неоднократно звучащие в многочисленных фильмах и сериалах.
Ну, а ещё огня добавят девы-воительницы Валькирии в триумфальном вагнеровском полёте, история становления советского ракетостроения и фантазия на темы фильма «Гарри Поттер и кубок огня».
Огненный вечер завершится первой частью Пятой бетховенской симфонии, напомнив, что в столь поздний час «судьба стучится в дверь»!
В стихии огня — приходите, будет очень горячо!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нём одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чём вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведён по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль.
Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Вангелис /Эвангелос Одиссеас Папатанасиу (1943–2022) — OST «Огненные колесницы»;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Музыка для королевского фейерверка (фрагменты);
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная фантазия Komm, heiliger geist BWV 651 (Приди, Святой Дух) из Лейпцигских хоралов;
Жорж Бизе (1838–1875) — Фантазия на темы оперы «Кармен»;
Мануэль де Фалья (1876–1946) — «Танец огня»;
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — Соната № 14 «Лунная», финал;
Рихард Вагнер (1813–1883) — «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия»;
Андрей Петров (1930–2006) — Увертюра из фильма «Укрощение огня»;
Патрик Дойл (1953*) — Фантазия на темы фильма «Гарри Поттер и кубок огня»;
Людвиг ван Бетховен — Симфония № 5: I часть.
Исполнитель: Мария Блажевич (орган) — лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Органист года — 2021».
Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).