Концерт органной музыки
Иоганн Себастьян Бах
Юрий Семёнов
(орган, Санкт-Петербург)
В программе концерта петербургского органиста Юрия Семёнова - органные шедевры Баха. Фантазия соль минор была сочинена композитором после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в фантазии, противопоставлено полнокровное, радостное чувство жизни в фуге.
Пассакалия и фуга до минор - одно из самых масштабных сочинений Баха для органа, в котором его гений проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается величественная картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.
Прелюдия и фуга си минор была написана зрелым мастером в Лейпциге. Прелюдия удивляет своей пронзительностью. Спокойная и величественная фуга поначалу контрастна Прелюдии, но в развитии приобретает сильный эмоциональный характер.
Завершит концерт торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, которую принято связывать с образом Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой».
Эти монументальные опусы будут чередоваться с миниатюрами - тремя разнохарактерными прелюдиями, в том числе из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», которые являют собой вершину контрапунктического письма Баха.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Хоральная обработка «Vater unser im Himmerleich» («Отче наш»), BWV 682
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Хоральная обработка «Schmücke dich, o liebe Seele» («Преобразись, возлюбленная душа»), BWV 654 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Хоральная обработка «Von Gott will ich nicht laßen» («Я не оставлю Бога»), BWV 658
из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»,
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552