Программа ансамбля musicAeterna Vox посвящена полифонической музыке средних веков и названа в честь песнопения первой половины XII века.
Органум Vox nostra resonet («Наш голос раздаётся») — поэтический гимн музыке, в основе которого лежит григорианский хорал Benedicamus Domine. Этот экстатический троп даже подписан именем автора, однако, как свойственно той эпохе, о Магистре Иоанне Легалисе кроме имени не известно ничего.
Анонимные одноголосные и многоголосные миниатюры из более поздних собраний — французского Кодекса Монпелье XIII века и итальянского Кодекса Росси XIV века — соседствуют с произведениями самых известных композиторов средневековой Италии и Франции, Франческо Ландини и Гильома де Машо. Оба были признаны современниками, играли ключевые роли в «просвещённом обществе» в одно и то же время, первый во Флоренции, второй в Аррасе и Реймсе. Оба — не только композиторы, но и прославленные поэты, философы.
Ландини, ослепший в детском возрасте, был также блистательным органистом, мастером-строителем и изобретателем инструментов. Машо остался в истории как автор первого полного музыкального ординария мессы, а также первого в мире каталога собственных сочинений.
О красотах и сложностях, особенностях полифонического языка и скрытых смыслах миниатюр Ландини и Машо написано множество научных трудов. Музыка, традиции исполнения и понимания которой пресеклись много веков назад, требует от музыкантов и слушателей не только раскрытого сердца, но и большой подготовительной работы. Однако и без оной в звучании средневековых шедевров можно услышать не только причудливое очарование незнакомого музыкального мира, но и нечто куда более близкое нашему времени.
При близком сопоставлении в сочинениях Ландини и Машо явственно заметен контраст «итальянской» и «французской» школ — тех самых, что спорили друг с другом на протяжении всей эпохи барокко и продолжили «дискуссию» в опере XIX столетия. Оставив в стороне тот факт, что сами термины «Италия» и «Франция» применительно к миропониманию XIV столетия требуют расшифровки, можно сделать смелое обобщение: в мелодиях Ландини и анонимов из Кодекса Росси обнаруживается то же широкое дыхание, большие диапазоны, множество виртуозных фиоритур, что в операх от Вивальди до Верди.
В музыке Машо и его предшественников из Кодекса Монпелье увлекает интонационная острота и ритмическая изобретательность коротких фраз — те же базовые элементы мы слышим в так называемых «французских увертюрах» барочных композиторов и в музыкальном языке Куперена, Мейербера, или даже Дебюсси.