
Продолжаем серию просветительских мероприятий, рассказывающих об истории электронной музыки в разных культурных проявлениях — от андерграунда до мейнстрима. Музыкальный обозреватель Леонид Кравченко расскажет об IDM, умной танцевальной музыке.
Британия, начало девяностых, расцвет эпохи рэйва. Танцевальная музыка становится всё быстрее, жёстче и агрессивнее, в то же время сохраняя большой потенциал для развития в более вдумчивых направлениях. И этот потенциал был использован: на фоне господства хардкор-звучания появляется музыка, всё ещё опиравшаяся на машинные ритмы, но использовавшая более сложный композиторский язык, склонная к различным экспериментам и предназначенная скорее для спокойного прослушивания, чем для рэйв-марафонов.
Не все завсегдатаи танцполов были ей рады, но спустя три десятилетия такие флагманы нового движения, как Aphex Twin, Autechre, Squarepusher или Boards of Canada, уже считаются признанными классиками электронной музыки. Критики объединили их разноплановые стилистики зонтичным термином intelligent dance music, или просто IDM.
Впрочем, разговор будет не только об истории IDM и некоторых родственных ей стилей, но и о самом феномене интеллектуализации танцевальных жанров, его проявлениях в музыке разных эпох, нелинейном процессе развития электронной сцены, а также о том, насколько правы консервативные критики, считающие усложнение музыкального языка негативной тенденцией.
Леонид Кравченко — музыкальный обозреватель, автор телеграм-канала о странной музыке What's That Noise?, сооснователь проекта Tapehood, занимающегося популяризацией кассетной культуры. Также выступает с лекциями о музыке, кассетными и цифровыми диджей-сетами, организовывает концерты и вечеринки, посвящённые андеграундной музыке.