Санкт-Петербург
265

Бенвенуто Челлини

  • Режиссер: Алексей Франдетти
  • 12+
Подробное описание
Расписание

Как на пёстром итальянском карнавале, в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза перемешались комическое и трагическое, глубокие чувства и игра, ироничное лицедейство и пронзительная душевная обнажённость. Оперный первенец великого французского композитора-романтика принадлежит к редкой породе: это опера-семисериа, то есть «полусерьёзная» опера. Её главная идея вполне серьёзна: речь идет о гении и творчестве, о месте художника в социуме, о цене произведения искусства. В фигуре знаменитого флорентийского скульптора Челлини Берлиоз увидел своё альтер эго — гения, который, что называется, ходит по краю, но только так и может творить шедевры. В определённый момент дело принимает совсем серьёзный оборот: на сцене совершается убийство, а потом и сам герой оказывается на волосок от смерти. Но Берлиоз не морализатор: серьёзность тут соседствует с комизмом, лирические герои — с буффонными, живые люди — с масками. Здесь есть и развёрнутые арии рефлексирующих героев, и умопомрачительные, моцартовские по духу ансамбли, и великолепные хоровые сцены, в том числе грандиозный финал первого акта, о котором Ференц Лист сказал, что он написан «пылающими нотами». «Бенвенуто Челлини» — это ещё и праздник оркестра; Берлиоз, с его стремлением породнить оперу с симфонией, создал совершенно ослепительную партитуру, полную блестящих тембровых находок. Объём оперы показался Листу, поставившему её в Веймаре, избыточным, и большие фрагменты ушли в купюры. Новый спектакль Мариинского театра основан на полной, парижской версии.

«Бенвенуто Челлини», с его многолюдными уличными сценами, попойкой в таверне, балаганным театром, римским папой в качестве Deus ex Machina и прочими эффектными ситуациями, предоставляет любому оперному режиссёру заманчивое поле деятельности. Московский постановщик Алексей Франдетти увидел параллели между историей создания легендарной статуи Персея и историей съёмок культового фильма Федерико Феллини «8½». Режиссёр перенес действие оперы в 1963 год, на римскую киностудию, где, как известно, с большими трудностями рождался величайший киношедевр ХХ века. Сюжеты легли друг на друга блестяще, ведь кризисы и прозрения, чередование прокрастинации и лихорадочной деятельности, финансовые «качели» и зависимость от заказчика сопутствуют художественному творчеству в любые времена.

Дирижёр — Валерий Гергиев.

Исполняется на французском языке.

Мариинский-2ул. Декабристов, 34а
3 декабря, вторник
19:00
Продажи нет