Будущий автор знаменитой «Русалки» в начале творческого пути грезил о большой романтической опере. Особенно его привлекали сюжеты романов В. Гюго. Успех «Собора Парижской Богоматери» вызвал к жизни многочисленные инсценировки. Его образы перешли на оперную и балетную сцену, подвергаясь при этом переосмыслению и переделке. Однако далеко не все постановки были успешными.
Даргомыжский проявил себя в «Эсмеральде» как одаренный драматург. Сильное музыкально-театральное произведение отмечено яркими характеристиками действующих лиц и напряженными сценическими положениями. Композитор создал музыку, сохраняющую впечатляющую силу до нашего времени, и сумел правдиво передать атмосферу и колорит жизни средневекового Парижа. «В нашем спектакле мы сохраняем в полном объеме историзм сочинения Даргомыжского. Мы не лишаем постановку увлекающей суровой поэзии средневекового мира, однако проблемы главных героев будут знакомы и понятны человеку ХХI века, ведь они – вечны», – говорит Ю. Александров.