Автор Евгений Водолазкин так определяет содержание пьесы: «Пьеса «Музей» — не историческая и не социальная. Это не «история», а, выражаясь по-лермонтовски, «история души». Точнее — двух душ. Жанр я определяю как трагифарс — но с развитием действия фарс испаряется, остается трагедия.
Грустная повесть о том, как — по Гоголю — поссорились «два единственные человека, два единственные друга».
Герои — Сталин и Киров, место и время действия — СССР тридцатых годов. Я мог бы их назвать, допустим, Соловьевым и Ларионовым, но тогда пришлось бы долго объяснять, что один — волевой, а другой — не очень; я был бы рад поместить моих героев на Луну образца 2020 года, но тогда требовалось бы рассказать, отчего в этот момент там сложилась такая безрадостная атмосфера.
Обычно я избегаю писать об исторических лицах, потому что реальный контекст отвлекает. Речь ведь идёт не о конкретных людях, а о человеческих типах». Так что же это за пьеса? Пародия? Фарс? Абсурд? Всего понемногу. А в конце — подлинная человеческая трагедия.