Санкт-Петербург
12

Пиковая дама

  • Режиссер: Илья Архипов
  • Продолжительность: 3ч 0 мин.
  • 12+
Подробное описание
Расписание

«Три карты. Три судьбы. Один Петербург — как зеркало тьмы».

«Пиковая дама» — вершина оперного наследия Петра Ильича Чайковского. Вдохновлённый сюжетом повести Пушкина, композитор завершил партитуру всего за 44 дня — с января по февраль 1890 года, находясь в итальянской Флоренции. Письма композитора из этого времени полны волнения и творческой одержимости: он называл «Пиковую даму» одним из своих самых глубоких и зрелых произведений.

Либретто принадлежит брату композитора, Модесту Ильичу Чайковскому, который значительно переработал пушкинскую повесть, усилив любовную линию, углубив психологизм и превратив краткую новеллу в полноценную трагедию. Вместо лёгкой иронии Пушкина в опере звучит трагическое пророчество: здесь Герман — не просто игрок, а человек, идущий по пути саморазрушения под властью демонов собственной одержимости.

Чайковский писал, что хотел создать оперу, «в которой будет не только драматизм, но и истинная музыка, страсть и душа». В результате родилось произведение, где страсти не уступают по накалу шекспировским.

Новая постановка от Ильи Архипова станет переосмыслением классического текста через призму современного театрального языка и визуальной метафоры:

«Наша «Пиковая дама» предстанет как философская притча о природе страсти, границах разума и метафизике судьбы. Мы с командой выстраиваем спектакль как сложный театральный организм, в котором музыкальная партитура, визуальные образы, пластика и свет работают как элементы единого целого.

Особое внимание уделено образу Петербурга — городу, который обретает черты самостоятельного художественного персонажа. Архитектурные цитаты, холодная монументальность, зыбкие иллюзии проекций и готическая эстетика сценографии превращают пространство сцены в инфернальную модель мира, где не действуют привычные законы, а человек сталкивается с силами, выходящими за пределы его воли».

Музыкально-драматургическая концепция спектакля подчёркивает центральную тему оперы — конфликт иррационального и страстного начала с разумом и моральным порядком. Музыка Чайковского, насыщенная внутренним напряжением и резкими контрастами, трактуется с особой тщательностью: как художественное средство, раскрывающее невидимое — движение души, неразрешимость конфликта, предчувствие гибели.

Костюмы создают выразительный визуальный код спектакля, символический язык, раскрывающий архетипы персонажей. Графиня предстаёт как реликт аристократического прошлого. Герман — человек меж двух миров, белая ворона, чья одержимость ведёт к утрате личности. Лиза — воплощение светлого, но обречённого начала. Всё в этом спектакле — от деталей костюма до световой партитуры — работает на формирование сложного художественного пространства.

Демонические персонажи, окружённые тенями и хором «чёрных ворон», воплощают голос рока, сопровождающий Германа в его духовной катастрофе. Хоровые сцены, выстроенные как мистериальные действия, приближают оперу к обрядовому театру, в котором каждое движение и каждый звук имеют ритуальное значение.

Кульминацией спектакля становится сцена в игорном доме. Герман оказывается в золотой клетке, заключённый в своих пороках, безумии и иллюзиях. Последний выстрел — мистический жест, финальный аккорд духовной драмы.

В «Пиковой даме» Музыкального театра им. Шаляпина классика русской оперной сцены находит новое звучание — не нарушая музыкальной ткани Чайковского, постановка позволяет увидеть это произведение сквозь призму современного художественного мышления, обращённого к вопросам свободы, вины и предопределения.

Спектакль идёт с одним антрактом.

Эрмитажный театрДворцовая наб., 34
25 сентября, четверг
19:00
Продажи нет