Санкт-Петербург
7
Комедия

Скупой

  • Режиссер: Валентин Клементьев
  • В ролях: Леонид Якубович, Валентин Клементьев, Евдокия Германова, Сергей Габриэлян, Дмитрий Мальцев, Кирилл Клименко, Софья Бородицкая, Дарья Коларж, Александр Сальник, Дарья Дуженкова, Артём Орлов, Никита Кашеваров
  • Продолжительность: 2ч 30 мин.
  • 12+
Подробное описание
Расписание

Премьера комедии «Скупой» состоялась в 1669 году. Сам Мольер сыграл в ней главную роль — скряги Гарпагона. Пьеса озадачила публику: не так часто в те времена на театральной сцене говорили прозой. Кроме того, мольеровская сатира оказалась слишком острой — парижская публика, заполнившая театр Пале-Рояль, не была готова к подобному градусу критики современного общества.

Но дальнейший триумфальный путь комедии, единодушное признание ее великим образцом мировой драматургии, показали: во все времена тема «Скупого» актуальна. Новый Театр раскрывает классический конфликт отцов и детей по-своему. Новый взгляд на классический текст предложил Леонид Якубович, выступивший в работе над спектаклем не только исполнителем главной роли, но и соавтором Мольера.

Леонид Якубович: При обсуждении «Скупого» с Эдуардом Бояковым у него возникла идея, что Гарпагон к финалу пьесы становится «лучше». Я пытался понять, что он имеет в виду под словом «лучше». И в конце концов это «лучше» превратилось в то, что Гарпагон просто иной. Другой. Не такой, как кажется. Это превращение не могло резко произойти в финале — оно должно быть мотивировано. Я написал четыре монолога для своего героя, зная к какому финалу иду. И тогда стало ясно, что и весь стиль разговора надо менять. Существующие переводы — подстрочники, формальный перевод с французского языка на русский. Нет литературной обработки, которая переводила бы текст неформально. То есть с философии французов на философию русских. И я стал кое-где менять текст, литературно обрабатывать вещи, которые мог себе позволить. Стало чуть современнее, живее.

Визуальный мир спектакля — не реконструкция стиля и атрибутов XVII века, не попытка исторической аутентичности в создании сценографии и костюмов. Это тонкая, изящная, немного ироничная стилизация, взгляд на эпоху Просвещения из XXI века.

Эдуард Бояков: Сам строй мольеровской логики таков, что делает невероятно сложной и увлекательной для актера задачу «первого плана». На первый взгляд, нет ничего проще и примитивнее, чем иллюстрировать первый план: этот старый — завидует, тот молодой — ревнует, эта — красивая, любит, та — не очень красивая, злится... В современном театре это часто игнорируется. Сочиняется иное содержание, которое наделяет текст другими смыслами. С моей точки зрения, интерпретация не может отметать первый смысловой план, не должна отменять сам предмет интерпретации. В сценической версии Нового Театра вновь написанные монологи Гарпагона не ломают первый уровень — они ему дают дополнительные слои, не отменяя верхнего.

Евдокия Германова, исполнительница роли Фрозины:
Непревзойдённой ценностью в театре является живой актёр. Наивысшей ценностью для актёра
— партнёр, ибо он — множитель таланта! Партнёрство с виртуозными Леонидом Аркадьевичем
Якубовичем, его обаяние и головокружительная энергоёмкость, его самодисциплина и щедрое
одаривание своим талантом восхищает и вдохновляет весь актёрский ансамбль на творческие
дерзания.
Всё это залог успеха спектакля «Скупой».

Выборгскийул. Комиссара Смирнова, 15
21 июня, пятница
19:00
Продажи нет