Показ триптих-программы «Вариации на тему рококо», «Орфей» и Ultima Thule приурочен к 100-летнему юбилею Пермского балета.
Лейтмотив вечера — диалог эпох и преемственность традиций российского искусства. Все три балета поставлены на музыку «русских европейцев», композиторов, для которых отечественная национальная культура была и остаётся неотъемлемой частью общемирового культурного пространства.
XIX век представляют «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского, ХХ век — «Орфей» Игоря Стравинского — в хореографии Алексея Мирошниченко, XXI век — Ultima Thule лидера современной российской музыки Владимира Раннева в хореографии Славы Самодурова.
В «Вариациях на тему рококо» Пётр Ильич Чайковский работает с интонационным материалом «галантного» стиля и культурным мифом XVIII века. Игорь Стравинский вёл диалог с музыкой Чайковского на протяжении всей своей творческой жизни, называя его «великим русским композитором, который первый позволил восторжествовать в музыкальной среде серьёзной точке зрения на балет». В свою очередь сам Стравинский стал ролевой моделью для многих российских композиторов наших дней — среди них и автор балета Ultima Thule Владимир Раннев.
Вариации на тему рококо.
Одноактный балет на музыку Петра Ильича Чайковского (Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор, ор. 33).
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром — едва ли не единственное сочинение Петра Чайковского, до сих пор остававшееся нетронутым хореографами. Алексей Мирошниченко поставил балет в 2011 году для отчётного концерта выпускников Пермского хореографического училища, однако жизнь номера на этом не закончилась. Вслед за исполнителями, принятыми в пермскую труппу, «Вариации...» были включены в афишу театра и с тех пор исполняются ведущими солистами труппы.
Орфей.
Балет Игоря Стравинского в одном действии и трёх картинах. Либретто Алексея Мирошниченко по мотивам мифа об Орфее и Эвридике.
Написанный вслед за оперой «Царь Эдип» (1927) и мелодрамой «Персефона» (1934), «Орфей» (1947) продолжает корпус сценических произведений Игоря Стравинского, вдохновлённых античными мотивами. Знаковое название балетного театра ХХ века впервые за последние годы вернулось на российскую сцену в 2025‑м — в трактовке дирижёра Владимира Ткаченко и Алексея Мирошниченко, сочинившего для пермского «Орфея» не только хореографию, но и новый сценарий.
Ultima Thule.
Балет на музыку Владимира Раннева («20 вариаций» для симфонического оркестра; по заказу Пермского театра оперы и балета, мировая премьера, 2022).
Латинское выражение Ultima Thule можно трактовать как «край света» или «предел устремлений». Одноимённый балет в хореографии Славы Самодурова, как и музыка Владимира Раннева, которой он вдохновлён, представляет собой череду вариаций для камерного состава из семи человек: трёх пар и солиста. 20 хореографических мини- и микроминиатюр, 20 оттенков пластических и эмоциональных состояний.
Исполняется под фонограмму.